В ответ на публикацию размещенную на интернет сайте azh.kz, 23 июля 2024 года в 13:08 часов с заголовком «Атырау Жарык» незаконно завысил тариф», автором которой является Лев Гузиков, АО «Атырау Жарык» вынуждены выразить возражение, так как название статьи не имеет ничего общего с действительностью.
Незаконным завышением можно было бы назвать действие монополиста, который вопреки утвержденному тарифу, самовольно повысил стоимость своих услуг для потребителей. То, что вами называется «незаконно завысил тариф» является рабочим процессом в ходе рассмотрения заявки монополиста и с точки зрения закона такие высказывания можно приравнять к клевете. Тем более, что обязанностью журналиста является проверка достоверности распространяемой информации.
Не преследуя цели привлечь кого-либо к ответственности, считаем необходимым высказать свою точку зрения, чтобы у читателей возникло объективное понимание происходящих процессов.
АО «Атырау Жарык» как монополист вправе ежегодно один раз в год обращаться с заявкой на повышение тарифа в департамент по регулированию естественных монополий. Что и было сделано нами. Процедура подачи заявки расписана в Правилах формирования тарифа до мелочей. Именно соответствие заявки Правилам формирования тарифа и Закону «О естественных монополиях» являются основанием для принятия этой заявки к рассмотрению. И только после полного рассмотрения и утверждения уполномоченным органом заявка на повышение становиться утвержденным тарифом.
В тоже время, в Законе «Об электроэнергетике» есть норма запрещающая включать в тарифы по передаче электроэнергии затраты, связанные с выполнением требований к деятельности по передаче электроэнергии. На основании этой нормы Прокуратурой города вынесено представление, после чего антимонопольный орган исключил из инвестиционной программы расходы на систему телекоммуникаций и охрану труда. Однако, указанная выше норма противоречит Закону «О естественных монополиях», а также ставит нас в неравные условия с монополистами в других сферах, которые не имеют подобных ограничений. Таким образом, тарифное регулирование осуществляется только Законом «О естественных монополиях» и Правилами формирования тарифа, но никак не Законом «Об электроэнергетике», у которого есть свои цели и задачи. Это понимают практически все и поэтому этой нормой в других регионах не руководствуются, что позволило другим субъектам естественной монополии включить в тариф расходы по охране труда. Также, система телекоммуникаций СКАДА (SCADA) является частью правительственной программы, а не самовольным желанием Атырау Жарыка.
На сегодня нами ведется работа через центральные государственные органы для искоренения противоречий в законодательстве в сфере энергетики.
Все изложенное направляется вам для публикации в качестве разъяснения, и в будущем просим вас, при подготовке материала касающегося тарифообразования также обращаться за разъяснением в антимонопольный орган или к субъекту естественной монополии.